·

Серовский театр
имени А.П. Чехова

·

Петербургский театральный журнал

ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ ПОД ШУМ ПРИБОЯ

 Автор: Наталия Каминская

«Сучилища». А. Иванов.
Серовский театр драмы им. А. П. Чехова.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Алексей Унесихин.

      Пьеса Андрея Иванова «Сучилища» совсем свежая. В 2016 году она была представлена на Международной драматургической лаборатории в Минске, а в 2017 — на Любимовке. Сленг и ненормативная лексика в ней, выразимся академическим языком, — необходимые речевые характеристики героев. Не слишком пристойное название образовано от фразы главной героини, подзаборной девчонки, которая зачем-то ходит в училище получать непонятно какое образование и влюбляется в педагога, который там неизвестно зачем преподает философию. «Але… я — с училища», — говорит Танька в телефонную трубку своему возлюбленному. Однако ее сущности вполне подходит слитное написание этого слова, и хлипкому интеллигенту Сереже, которого она цепко присваивает в качестве своего мужчины, ясное дело, придется лихо.

   В пьесе Иванова налицо все приметы новой драмы, по крайней мере того ее крыла, где, помимо скверных реалий жизни, потерянности героев в социуме и жестяной лексики, есть еще и внятный сюжет, и мелодраматический компонент. Лексику режиссер Петр Шерешевский ловко подменяет эвфемизмами — все понятно, а вместе с тем неподсудно. Но с сюжетом в спектакле происходит замечательное эстетическое приключение, которое дает и без того хорошей драматургии множество дополнительных очков. По части и художественных контекстов, и театральности как таковой, и, разумеется, расширения смысловых объемов.

К. Пестова (Танька).
Фото — Е. Чижова.

   В сущности, что тут у нас в центре внимания? История о смертельно опасных взаимоотношениях между простолюдинкой и человеком более высокого происхождения. Пусть травестированные — современный Сережа с его никчемной педагогической деятельностью и депрессухой тот еще «дворянин», а «раённая» красотка Танька, живущая в свинских условиях и торгующая в ларьке рыбой, та еще «бедная Лиза». Но девственница Танька (да-да, в своем захолустье эта девица умудрилась сохранить неприкосновенность, и есть в этом что-то романтическое), грубая, отчаянная, эгоистично, без всякой рефлексии упертая, здесь все же существо живое, с первозданными инстинктами, с не убитой социумом природой. В отличие от хилого и вялого Сережи, типичного новодрамовского персонажа со слабыми жизненными токами и стертыми ориентирами добра и зла. И вот режиссер прозревает в этом Сереже некую пародию на всех литературных героев — от античного Ясона, утомившегося от варварки Медеи, до отечественного «лишнего человека», погубившего дикую горную козочку Бэлу. А саму историю ведет через вечные классические чертоги: античная трагедия, Кальдерон, Лессинг…

    Нафантазировать можно ровно столько, сколько позволяет гуманитарное образование. Сохраняя в неприкосновенности жесткую и глумливую лексическую материю пьесы, он погружает ее в театральное варево, где возникают и испанские гранды, и средневековые монахи, и Харон, и эпизоды в духе мистических триллеров, и еще бог знает что, придающее действию прихотливый и терпкий вкус, расширяющее частную историю до границ культурного архетипа.

    Сведения о том, что героиня торгует рыбой, трансформируются в спектакле в некий рыбачий городок с рваными парусами, грязными канатами и старой лодкой (художник Алексей Унесихин). В таких местах победно орудовала гольдониевская Мирандолина, бродили мечтатели Александра Грина и даже девушка Гутиэрре ждала своего Ихтиандра, впрочем, и сейчас по пластиковым бутылкам и другому мусору такие места нетрудно опознать.

К. Имеров (Сережа).
Фото — Е. Чижова.

    Зацепившись за Танькино вранье, что, дескать, ее мама уехала в Испанию, Шерешевский подает строго отмеренные порции испанского колорита. Вот развращенный Сережин приятель Славик толкает эмоционально выгоревшего героя на то, чтобы лишить Таньку девственности, обещая в награду перспективную работу и новый макбук. Этот веселый криминальный Славик, представьте, появляется на сцене испанским гулякой эпохи раннего Возрождения в сопровождении колоритного брадобрея. Парализованный пьяница, Танькин папаша вывозится на сцену на неких «средневековых» деревянных носилках. Сохраняя специфическое «инсультное» произношение, он похож на благородного страдающего отца из старой костюмной пьесы. В ключевые моменты развития трагического, в сущности, хотя и глумливого сюжета шествуют по сцене монахи в капюшонах, сопровождаемые органным хоралом. Отдельная история — бывший жених Таньки Костик, который отсидел уже срок за убийство из-за своей зазнобы. В конце концов он с подлой подачи не сдюжившего перед Танькиным напором Сергея успокоит и ее саму. Тут такая мелодрама на грани китча! «Я люблю тебя, маленькая», — приговаривает, совершая свое дело, дюжий молодец, смахивающий одновременно и на героев Достоевского, и на персонажей психологически закрученных фильмов ужасов. Но он еще и явный перевозчик по реке Стикс — его лодка красиво появляется в глубине перекрытого помостом зрительного зала, в то время как публика сидит на сцене, наблюдая и ближний, и дальний план этой прихотливой игры.

К. Имеров (Сережа), А. Дербунович (Костик), .
Фото — Е. Чижова.

   Артисты Серовской драмы отлично справляются со сложной стилевой партитурой. Они легко балансируют между нарочито театральным притворством и тихой новодрамовской достоверностью. Они непостижимым образом сплавляют с постмодернистским стебом живое, сильное чувство. От Карины Пестовой — Таньки просто не оторвать глаз! Красивое, сексуальное и гибельное, это «сучилище» по-своему целомудренно, это существо не развязное, но природно сильное, еще не обтесанное цивилизацией (хорошая пьеса наверняка пойдет в театрах, и играть героину банальной оторвой из ближайшей подворотни, думаю, будет наименее умным решением). Кирилл Имеров, играющий Сергея стертым, задавленным неврастеником, состояние которого современному человеку легко понять, но очевидную подлость нелегко списать на обстоятельства, составляет с Кариной Пестовой яркий, впечатляющий контраст. Точно попадают в сложный стиль и Алексей Дербунович — Костик, и Дмитрий Плохов — отец Таньки, и Марианна Незлученко — мать Сережи, и Сергей Каляев — Славик.

   Сложно сочиненный спектакль Петра Шерешевского не то чтобы поднимает сегодняшнюю пьесу с ее, казалось бы, стертыми понятиями о добре и зле, с персонажами, не тянущими на героев, и с коллизией, травестирующей, подобно самой нашей жизни, и тему сословных предрассудков, и понятие любовного треугольника, и любимое отечественное «среда заела»… Короче, не то чтобы он поднимает все это до высоты вечного классического сюжета. Просто спектакль убедительно констатирует — вечные сюжеты по-прежнему ходят рядом, только мы о них напрочь забыли. Однако хороший-то театр не может не воспользоваться случаем, чтобы об этом напомнить. У него для этого имеется богатый арсенал, где китч, мелодрама и хоррор вполне комфортно помещаются под сводами классических дворцов. Более того, они вместе делают одно большое и полезное дело.

http://ptj.spb.ru/blog/lyubov-ismert-pod-shum-priboya/

3 октября 2017

Выпуск информационной программы "День города"

«Семейный портрет с посторонним». Ветераны-металлурги оценили спектакль

Елена Варюхина, начальник управления по персоналу ПАО «Надеждинский металлургический завод»: Примите искренние поздравления. Этот праздник — символ единства поколений. Ваш опыт и знания очень важны именно сейчас.
Андрей Лапин, зам. председателя профкома ПАО «Надеждинский металлургический завод»: За вашими плечами большая жизнь. Вы являетесь хранителями традиций и опорой для младшего поколения.

Такой творческий подарок пришелся ветеранам по душе. Ведь это не просто прекрасный спектакль в исполнении «Чеховцев», но и возможность встретится с коллегами, повод увидеться, пообщаться и вспомнить старые добрые времена работы на градообразующем предприятии.

Лидия Подковыркина: По жизни бывают непредсказуемые ситуации, и в спектакле так же. Хороший подарок
Нина Кербель: Спектакль понравился. Подарок от завода очень приятный. Это и общение и встреча знакомых.
Нэля Корнилова: Понравились все артисты. Посмеялись от души. Мы с советом ветеранов везде ездим. Всегда вспоминаем завод.

http://serovdengoroda.com/?p=14411

2 октября 2017

Выпуск новостей "Канал С"

Новый театральный сезон в Серове: поздравления, ожидания, планы

     Серовская драма открыла 76-й театральный сезон премьерным спектаклем «Семейный портрет с посторонним». Творческих успехов, ярких ролей и новых постановок пожелали труппе театра руководители города, представители предприятий и зрители. На премьере побывала наша съемочная группа.

Минувший юбилейный сезон Серовская драма закончила авангардной постановкой, а нынешней открыла вполне традиционной с сюжетом из жизни русской деревни, с узнаваемыми народными персонажами, правда, с оригинальным определением жанра – деревенский анекдот с психиатрическим уклоном. Именно в таком ключе режиссер-постановщик Дмитрий Плохов решает проблему неспособности людей понимать и слышать друг друга. В спектакле много комических ситуаций, есть и серьезный моральный урок. Люди смеялись и улыбались, одна из зрительниц в антракте сказала: «Все, как в жизни, будто из Андриановичей не уезжала». Вместо финала, объясняющего историю и героев, режиссер Дмитрий Плохов поставил многоточие, дав возможность зрителям каждому по-своему осмыслить увиденное. Главный режиссер театра Петр Незлученко пообещал в новом сезоне репертуарное многообразие и подтвердил стремление театра к новому.

Петр Незлученко, главный режиссер Серовского театра драмы им. А.П. Чехова: «Прошлый сезон был юбилейный: очень насыщенный, разнообразный, большой, напряженный и прекрасный. Нынешний – не юбилейный, но он будет таким же насыщенным и большим. Будет много приглашенных режиссеров, художников. И мы собственными силами будем создавать шедевры снова и снова. Ждем наших зрителей. Будем радовать новыми неожиданными решениями».

   После премьеры, поклонов, цветов и шумных аплодисментов на сцену для торжественного открытия 76-го театрального сезона вышла вся труппа театра, которую критики официально называют одной из лучших в малых городах России.

   Елена Бердникова, глава Серовского городского округа: «От всех нас хочу пожелать очень большого количества интересных спектаклей, большого количества поездок и большого количества достойных наград нашему любимому муниципальному театру».

  Михаил Кононов, исполняющий обязанности начальника управления персонала АО «Серовский завод ферросплавов», депутат Думы СГО: «Поздравляем с новым сезоном. Желаем таких же аншлагов, благодарных зрителей, а главное, здоровья. Спасибо».

Наконец-то ваш отпуск закончился на радость зрителям – так начал свое поздравление под аплодисменты актеров представитель механического завода Сергей Минибаев.

  Сергей Минибаев, заместитель генерального директора АО «Серовский механический завод» по коммерческим вопросам, депутат Думы СГО: «Ваш труд внешне кажется легким, на самом деле труд актера адский. Как сказал Кал Людвиг Берне, человек, находящийся на сцене, должен стоять на ступеньку выше, чем в жизни. Вы стоите еще выше. И зрителей поднимаете и приближаете к себе. Творческих успехов!».

    В день открытия сезона принято дарить не только цветы. Механики, например, преподнесли театру сертификат на оплату всех фестивальных поездок, которых в этом сезоне будет немало. Уже в октябре чеховцы отправятся на большие гастроли в Тюмень, а тюменский молодежный театр «Ангажемент» приедет к нам.

Начало театрального сезона не только праздник и пожелания. Зрители в предвкушении новых впечатлений и встреч, актеры – в ожидании новых ролей.

    Елена Федорова, актриса Серовского театра драмы им. А.П. Чехова: «Я счастлива. Сейчас премьера, открытие, волнение, очень праздничное настроение. Я хочу, чтобы все это сохранилось на весь сезон. Ждем ярких ролей, ярких спектаклей. Побольше зрителей и эмоций».

В зале на открытии сезона были не только серовчане. Премьеры Серовской драмы не пропускают театралы из Краснотурьинска, Карпинска и других городов Северного управленческого округа.

    Тамара Корсикова, зритель: «Я живу в Карпинске. Вот уже пять лет приезжаю в Серовский драмтеатр. Хочу от всей души поздравить коллектив с началом сезона».

   Аркадий Фомин, зритель: «Последнее время не пропускаю ни одного спектакля. Нравится труппа – молодая, задорная, оптимистичная, рискованная. Пожелания и дальше творить, рисковать и удивлять».

   Начало сезона – это и традиционные награждения. Артист Никита Паршин стал лучшим актером минувшего сезона по итогам зрительского голосования. Он получил более 2 тысяч голосов взрослых зрителей. А малыши своим любимым актером назвали  главного героя сказочных спектаклей Ивана Долгих. Каждый  может принять участие в зрительском голосовании и назвать лучших актеров теперь уже нового сезона.

   Никита Паршин, артист Серовского театра драмы: «Мне очень приятно, что зрители меня оценили. Это больше, чем любая другая награда. Для меня это очень ценно. Большое спасибо. Надеюсь, что не подведу зрителей».

   76-й театральный сезон открыт. Что смотреть в ближайшие дни? Есть хорошая новость: на сцену возвращается спектакль «Липынька» Петра Незлученко с новыми актерами. Показ – 7-8 октября. Не пропустите!

http://kanals.ru/?p=126244

2 октября 2017

Выпуск новостей "Канал С"

 

30 сентября в Серовском театре открытие театрального сезона

       В Серовском театре драмы, как всегда, много интересных новостей. Чеховцы успешно выступили на всероссийском  фестивале «Реальный театр», получив диплом жюри за спектакль «Смерть Тарелкина». Продолжаются репетиции спектакля «Семейный портрет с посторонним», премьера состоится 30 сентября в день открытия нового театрального сезона.

Чуть меньше двух недель остается до открытия в Серове очередного театрального сезона. Серовская драма готовится представить публике спектакль по известной комедии Степана Лобозерова «Семейный портрет с посторонним». У этой пьесы долгая жизнь. Написанная в начале 90-х, эта история до сих пор в репертуаре многих театров, в 2004 по ней  снят фильм «Именины». У нас «Семейный портрет с посторонним» ставит в жанре деревенского анекдота с психиатрическим уклоном режиссер Дмитрий Плохов, который считает, что деревенские темы и народные персонажи всегда востребованы.

   Дмитрий Плохов, режиссер Серовского театра драмы им. А.П. Чехова: «Пьесы Степана Лобозерова популярны, они про нас. Они жизненные, теплые, душевные, в них нет отрицательных героев. А есть узнаваемые типажи из жизни нашей русской глубинки. Поэтому их любят».

История злоключений в деревне молодого художника, его играет Никита Паршин, и местной семьи, которая дает ему временное пристанище, полна комических недоразумений по причине лжи одного из персонажей. Люди не верят, не слышат, не понимают друг друга. Есть в этой истории и любовь, и добрый моральный урок зрителям.

Дмитрий Плохов, режиссер Серовского театра драмы им. А.П. Чехова: «Хотелось, чтобы на нашем спектакле зрители улыбнулись, посмеялись и о чем-то задумались».

В сентябре в Екатеринбурге прошел фестиваль «Реальный театр». Серовскую драму первый раз пригласили на этот престижный Всероссийский театральный смотр со спектаклем «Смерть Тарелкина». И это был большой успех!

  Наталия Мозжакова, директор Серовского театра драмы им. А.П. Чехова: «Фестиваль «Реальный театр» – это лучшие спектакли России, новейшие театральные технологии, современная драматургия и новые режиссерские имена. Мы показали спектакль «Смерть Тарелкина» на сцене театра драмы Екатеринбурга, выступили удачно. Особым дипломом Ассоциации театральных критиков наш спектакль был отмечен за смелую гражданскую позицию и современное воплощение драматургии. Этот фестиваль – не конкурс, места и призы не присуждаются. И то, что именно наш спектакль «Смерть Тарелкина» единственный был отмечен дипломом — для нас огромная честь и огромный почет».

     Открытие сезона в Серовской драме 30 сентября. До этого времени делегация руководителей, актеров, и специалистов цехов нашего театра побывает в Челябинске на большом театральном форуме Союза театральных деятелей России, куда приглашены театры Уральского федерального округа. Пройдут семинары, мастер-классы, совещания с участием известных театральных деятелей Москвы. Будут обсуждаться актуальные вопросы, в том числе, о взаимодействии театральных коллективов с властью, о значении театра в современном обществе.

http://kanals.ru/?p=125813#respond

19 сентября 2017

Газета "Глобус"

Серовский театр драмы принял участие в  фестивале «Реальный театр -2017»

   В последний день фестиваля Ассоциация театральных критиков, представители которой были гостями фестиваля, наградили спектакль «Смерть Тарелкина» дипломом «За смелую гражданскую позицию и высокую постановочную культуру». 

— Отличие этого фестиваля от других, что там не дают никаких наград и дипломов. Но зато много спектаклей с этого фестиваля попадают на "Золотую маску". И вдруг, впервые за все 14  лет существования фестиваля, нашему спектаклю «Смерть Тарелкина» присудили Диплом. Судя по всему, своим острым спектаклем-высказыванием мы зацепили некий общественно-гражданский нерв, и критики не смогли не отреагировать. Для нас было уже большим событием -  попасть на этот фестиваль, где один раз в два года происходит смотр лучших спектаклей театрального общероссийского пространства. То, что наш спектакль так тепло приняли и критики,  и зрители, дорогого стоит, а самое главное, вдохновляет на взятие новых творческих вершин, — говорит Раида Стрункина, руководитель литературно-драматургической части Серовского театра драмы.

 Дмитрий Суворов, кандидат культурологии, лауреат премии имени П.П. Бажова, написал рецензию на спектакль под названием «Мы никому не спустим» и отправил ее чеховцам. Вот лишь небольшая часть этой рецензии:

«Показ спектакля Серовского академического театра драмы имени А. Чехова «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина в Екатеринбурге в рамках всероссийского фестиваля «Реальный театр» – это, безусловно, Событие. Именно так, с большой буквы. И это событие не прошло незамеченным: «чеховцы» (впервые в истории фестиваля) были отмечены почетным дипломом с характерной формулировкой – «За смелую гражданскую позицию и высокую постановочную культуру». Тут ни добавить, ни убавить: постановка, осуществленная режиссером из Москвы Павлом Зобниным, креативно оформленная художником Евгением Лемешонком и блестяще реализованная труппой театра, отмечена истинным мастерством и театральной изощренностью, сделавшим бы честь любой «столичной» сцене. Все составляющие спектакля – выверенная архитектоника действия, динамизм режиссерских решений, вызывающе нестандартный «визуал» сценографии и костюмов, оригинальность саундтрека, и, разумеется, актерская игра «без слабых мест» – все это выстраивается в подлинную партитуру зрелища, удерживая зрительское восприятие «без пауз» до самого последнего момента действия. Что же касается гражданской позиции – то, как представляется, это еще очень умеренно сказано: можно констатировать невероятное (и вовсе не повседневное для нашего времени) социально-политическое мужество создателей спектакля. Ибо театр из Серова вынес на суд екатеринбургских зрителей безумно талантливую, страшную и диагностически жестокую актуализацию русской литературной классики».



19 сентября 2017

Газета "Глобус"

Серовский театр драмы принял участие в «Реальном фестивале-2017»

   В последний день фестиваля Ассоциация театральных критиков, представители которой были гостями фестиваля, наградили спектакль «Смерть Тарелкина» дипломом «За смелую гражданскую позицию и высокую постановочную культуру». 

— Отличие этого фестиваля от других, что там не дают никаких наград и дипломов. Но зато много спектаклей с этого фестиваля попадают на "Золотую маску". И вдруг, впервые за все 24 года существования фестиваля, нашему спектаклю «Смерть Тарелкина» присудили Диплом. Судя по всему, своим острым спектаклем-высказыванием мы зацепили некий общественно-гражданский нерв, и критики не смогли не отреагировать. Для нас было уже большим событием -  попасть на этот фестиваль, где один раз в два года происходит смотр лучших спектаклей театрального общероссийского пространства. То, что наш спектакль так тепло приняли и критики,  и зрители, дорогого стоит, а самое главное, вдохновляет на взятие новых творческих вершин, — говорит Раида Стрункина, руководитель литературно-драматургической части Серовского театра драмы.

Дмитрий Суворов, кандидат культурологии, лауреат премии имени П.П. Бажова, написал рецензию на спектакль под названием «Мы никому не спустим» и отправил ее чеховцам. Вот лишь небольшая часть этой рецензии:

«Показ спектакля Серовского академического театра драмы имени А. Чехова «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина в Екатеринбурге в рамках всероссийского фестиваля «Реальный театр» – это, безусловно, Событие. Именно так, с большой буквы. И это событие не прошло незамеченным: «чеховцы» (впервые в истории фестиваля) были отмечены почетным дипломом с характерной формулировкой – «За смелую гражданскую позицию и высокую постановочную культуру». Тут ни добавить, ни убавить: постановка, осуществленная режиссером из Москвы Павлом Зобниным, креативно оформленная художником Евгением Лемешонком и блестяще реализованная труппой театра, отмечена истинным мастерством и театральной изощренностью, сделавшим бы честь любой «столичной» сцене. Все составляющие спектакля – выверенная архитектоника действия, динамизм режиссерских решений, вызывающе нестандартный «визуал» сценографии и костюмов, оригинальность саундтрека, и, разумеется, актерская игра «без слабых мест» – все это выстраивается в подлинную партитуру зрелища, удерживая зрительское восприятие «без пауз» до самого последнего момента действия. Что же касается гражданской позиции – то, как представляется, это еще очень умеренно сказано: можно констатировать невероятное (и вовсе не повседневное для нашего времени) социально-политическое мужество создателей спектакля. Ибо театр из Серова вынес на суд екатеринбургских зрителей безумно талантливую, страшную и диагностически жестокую актуализацию русской литературной классики».+



19 сентября 2017