·

Серовский театр
имени А.П. Чехова

·

С ПРЕМЬЕРОЙ, "МИРИАМ"!

       В течение трех дней (29, 30 ноября и 1 декабря) в Елизаветинском зале зрители знакомились с историей Мириам – главной героини  одноименного премьерного спектакля, поставленного Алексеем Кизеровым по пьесе Олега Юрьева. Этот спектакль стал бенефисным для актрисы Татьяны Кожевниковой, которая 25 ноября отметила свой профессиональный и личный юбилей.

   …Впервые сцена камерного зала – и так небольшая – уменьшилась до клочка земли, что очень важно для этой пьесы и что так верно поняли режиссер спектакля Алексей Кизеров и сценограф Алексей Унесихин.  Так сильнее  концентрируется  наше внимание, здесь - та "теснота",  заложенная в самой пьесе Олега Юрьева, которую он  сознательно подчеркивает, создает ее почти физическое ощущение.

    В эту тесноту, в этот маленький уютный мирок украинской еврейки  Мириам, которая жила себе, никому не мешая, врывается война, точнее, бесконечные перемены власти, а вместе с этими переменами - то белый офицер (Андрей Емельянов), то черный атаман (Иван Долгих),  то красный командир (самый страшный в этой истории персонаж в филигранном исполнении Дениса Осминина). А у Мириам накануне убили маленького сына (мы узнаем об этом лишь к концу пьесы), и, сходя с ума, она, тем не менее, твердо помнит две вещи: сказку о трех козах, которые перехитрили водяного и фразу, которой должна встречать всякого входящего в ее дом (уже давно без стука и спроса): "Дожидалися вас, пане начальник! Вас и дожидалися. Милости просим!"

   И эти бравые бойцы, тоже давно не понимающие смысл бесконечной войны, а потому ставшие персонажами театра абсурда, идут к ней кто с чем: кто со своей жалобой на то, что "прострелен в четырнадцати местах, и нет рядом никого, кто бы понял тебя, посочувствовал, кто бы прижал твою израненную голову к своему нежному сердцу", кто с самогоном и салом, а кто с предложением выйти за него замуж, а ребенка он усыновит (узнает, что ребенок мертв и, ни секунду не думая, говорит: "А его все равно усыновлю! Посмертно, а?").

   …Мы с вами по прежнему живем в мире, где идут войны, и мужчины  решают вопросы бряцанием оружия… Может, еще и поэтому так  остро воспринимается эта  гротескная история, казалось бы о Гражданской войне, а на самом деле -  о всечеловеческом безумии, когда  стираются понятия зла и добра…  Вот почему смотреть на этих горе-вояк, скорее не смешно, а страшно.  Как-то не по себе становится, когда «хлеборобский» вояка, вдруг, уверывает, что может взять Москву: «А, что, меня народ любит!..».  А как иезуитски опасен «красный» вояка, за каждым движением и словом которого следишь с каким-то мистически - завораживающим  ужасом…

  Отсюда -  верно понятые и расставленные  режиссером   ситуации на грани реальности и вымысла. Этот баланс – самое сложное в спектакле, который пока – на первых показах -   только складывается…   Ему надо дать время, чтобы  наиграться,  распрямиться и набрать  побольше воздуха… Для этого есть все -  замечательный литературный материал, дающий перспективу развития, а также хороший живой актерский нерв, крепкая  работа режиссера (хорошее РЕЖИССЕРСКОЕ начало на серовской сцене у ведущего актера Алексея Кизерова!) и художника (браво  Алексею Унесихину за невероятно «игральные» костюмы!).

С ПРЕМЬЕРОЙ, МИРИАМ»!