·

Серовский театр
имени А.П. Чехова

·

"БАНКРОТ" - ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

 

     24 апреля состоялась премьера восстановленного  спектакля «Банкрот» А.Н. Островского в постановке Петра Незлученко.  

   Понятно, что нынешний спектакль станет другой. И не только потому что поменялись актеры, сейчас Самсона Силыча Большова, купца играет  Алексей Дербунович, Сысоя Псоича Рисположенского, стряпчего – Алексей Кизеров, Фоминишну, ключницу – Марианна Незлученко , Тишку – Анатолий Рубан (только одно это уже вызывает огромный интерес к новому спектаклю!). Но и сам ритм сменится, энергетика, подводные смыслы. Потому что время поменялось, стало еще жестче и откровеннее. 

  Но если оглянуться на историю серовской драмы, то стоит отметить, что самая первая постановка этой пьесы, у которой есть еще второе название  "Свои люди, сочтемся", случилась  в 1981 году.  Спектакль тогда поставил Павел Петрович Хромовских, сыгравший в нем роль Большова. Тот "Банкрот" – был о «развенчании самодурства в доме Большова…, неправедного взлета и закономерного падения купца из Замоскворечья» (из рецензии С.Верникова в газете «Серовский рабочий»). 
   «Банкрот» 2011 года в постановке Петра Незлученко совпал с новыми экономическими  условиями, и уже не нужно было объяснять зрителю что такое «вексель», «кредит», «дисконт», «проценты» и т.д. (такой словарик был вписан в программках двадцатилетней давности). 
Жанр нынешнего спектакля - «аллегорическая комедия - распродажа». Форма спектакля – камерная: зрители находятся на сцене, являясь невольными соучастниками разыгрываемого перед ними действа. 
   Посыл спектакля – молодому зрителю. В спектакле 2019 года нет никакого поучения или осуждения героев. Они близки нам (даже чисто физически) и понятны. 

   Спектакль очень стильный, эффектный, выполненный в  приглушенных  тонах и полутонах коричневато-бежевого цвета (декорации, костюмы) и  выбивающихся на их фоне - бордовых жилетках и блестящих шубах (напоминающих малиновые пиджаки и шубы нуворишей 90-х). 

    Стилистика, музыка,  выверенный свет  с  внезапными затемнениями - все это и многое другое  переносит нас  из  далекого прошлого   купеческого Замоскворечья в  наши дни... И странным образом,  история краха семьи купца Большова становится  узнаваемой,  современной, обнажая то, что тревожит каждого из нас - как за погоней к благосостоянию не утратить человеческое...