·

Серовский театр
имени А.П. Чехова

·

К Дню Театра - премьера "Предместье"

     В Серовском театре драмы им. А.П. Чехова 24 и 25 марта прошла  премьера, которую ждали все театралы Серова. Во-первых, это первая постановка нынешнего  года (соскучились!), а, во-вторых,  привлекало имя драматурга.  Александр Вампилов, «последний  великий   драматург» - не частый гость на серовской сцене. За свою историю театр только однажды  обратился к его пьесе «Прощание в июне» (в 1974 году). 

   Петр Незлученко взял к постановке пьесу «Старший сын», хорошо известную по одноименному  фильму Виталия Мельникова. Пьеса, написанная в конце 60-х годов прошлого века, как и любая пьеса, проходя через десятилетия, обрастает новыми смыслами. Есть в театре понятие растущего смысла. И всякий раз, в каждое новое время, текст звучит по-разному, а потому его по-разному ставят в театре.  Вот и у нынешней постановки не только поменялось название, но и «мессэдж». Не случайно режиссер говорил  в одном из интервью, что  спектакль задумывался   «без ложного пафоса, без доброго папаши, без сыновних нежностей. Он – жесткий, может быть, даже в чем-то неудобный…».

   Да, время сейчас иное. Но суть вопросов, на которые пытался ответить и Вампилов в прежние годы, и Незлученко в 2018 году, все те же.  Кто мы? Откуда? Куда идем? Что мы несем в этот мир? Что оставляем после себя?..

    Но, к сожалению, смысловые акценты растворяются в потоке  визуальной и  звуковой информации. А очень хочется понять: кто они – нынешние Сарафанов, Бусыгин, Сильва, да и все остальные?..  Первое впечатление - спектакль фиксирует разочарование нынешнего поколения во всем.  Ничего не меняется, будь то диктатура или   демократия,  ничего не получается, ничего по-прежнему не работает, потому что человека не изменили.

   И только Сарафанов – один -  живет иначе. Ему не важно, какая власть на дворе, какое время, каков мир, потому что  мир – у него внутри…  Вот почему вокруг него свет. И тепло. И надежда. Конечно, молодые рвутся из дома – так бывает всегда. Но только он один знает, что все самое важное происходит не в географическом пространстве (Сахалин ли это, или Ново-Мыльниково), а в душе человека. Роль Сарафанова отлично сыграна Алексеем Кизеровым. Это очень осмысленная актерская работа. Он несет тему человека из шестидесятых, того наивного «шестидесятника» с песнями «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке…» (не случайно Сарафанов всю жизнь бьется над сочинением кантаты «Все люди - братья»).  Приземистый неспешный человек, одетый в простой советский костюмчик - на фоне всеобщей современной пестроты и мешанины, Сарафанов словно бы оказывается не в своем времени. Советский человек, который вдруг застает мир не в прежнем состоянии.  Но он упрямо хочет сохранить шаткий мир семьи, пытаясь соблюсти честность, раздать по справедливости. А выходит подлинный кошмар, от которого страдают все.   Спектакль Петра Незлученко про крушение множества идеалов, крушение иллюзий. 

   Замечательно, что сцена почти оголена, главная сценографическая тема (художник Надежда Осипова из Санкт-Петербурга) - это черная  сцена. Сцена как метафора человеческого одиночества. И здесь каждый из героев оказывается одинок перед Вселенной. Для каждого из героев наступает момент истины, когда он оказывается один на один перед  Вселенной,  перед Космосом.

    Нынешняя премьера таит в себе разные смыслы, но главный из них считывается сразу: "Предместье"  еще и  про вину родителей, про то, что дети - всегда возмездие и укор для родителей. Это касается не только детей Сарафанова: Васеньки и Нины, но и Бусыгина, и Сильвы, и Макарской…

    И финал закольцовывает эту вечную проблему отцов и детей. Ничего не меняется: так было тысячу лет назад. И так будет всегда…

   Первые зрительские отзывы контрастны: от неприятия до восторженности. Равнодушных нет. Зрители спорят, размышляют. А это означает только одно:  спектакль  цепляет за живое.