Если вы однажды попадете на север Свердловской области, не упустите шанс приехать в Серов. В Серове есть единственный на весь северный урал профессиональный театр, о котором знают и который любят не только преданные ему горожане. Театр драмы им. Чехова стоит в одном ряду с лучшими театрами области и Екатеринбурга. Затерянный в глубинке “театральный самоцвет” имеет свою неповторимую театральную историю.

Оценка качества работы учреждения

Дорогие  зрители!

Приглашаем Вас принять участие в опросе для оценки качества оказания услуг нашим театром.

У Вас это не займет много времени - всего 1-2 минуты, но поможет нам быть еще лучше.

Мы очень ценим Ваше мнение.

·

Серовский театр
имени А.П. Чехова

·

ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ТЕАТР!

     В военном 1942 году в городе  Полевском Свердловской области (родина  уральского писателя-сказителя П.П. Бажова - он оказал большую помощь в создании уральского театра) антрепренер, режиссер и артист Леонид Арматов собрал труппу. В нее вошли  люди, опаленные войной, поверившие Леониду Григорьевичу.  Первые артисты работали в тяжелейших военных условиях: сами шили костюмы, изготавливали реквизит, бутафорию. Играли в цехах, госпиталях, на вокзалах перед новобранцами, в деревнях.  Самым первым спектаклем   нового театра стала комедия Рубинштейна «Взаимная любовь», премьера которого состоялась 6 марта 1942 года в клубе креолитового завода. Вот первые имена актеров: Арматов, Плотников, Котов, Леони, Казаков, Арбитман, Белевич, Миляева, Чарин, Белов, Рудакова и другие. Первым художником был Борис Кобяков. Театр много гастролировал по городам  Среднего Урала. В его репертуаре были пьесы А. Островского, А. Грибоедова, К. Симонова, А. Чехова.

     В 1945 году (после окончания войны) Полевской театр приехал  на гастроли в Серов. Успех у зрителей был такой, что руководство города принимает решение оставить театр тут навсегда. Областной отдел по делам искусств издает приказ № 182 от 3 октября 1945 года о переводе труппы на постоянное место работы в Серов, официально удостоверяя этот счастливый для города случай.

     На глухом далеком Северном Урале, тогда еще почти не тронутом цивилизацией, появился маленький форпост большой культуры под названием Серовский  государственный  драматический театр. Своего здания театр не имел и не имеет, арендуя до сих пор  помещение Дворца культуры металлургов.

     28 мая 1945 года спектаклем «Поединок» по повести А. Куприна серовский драматический открыл свой первый театральный сезон на сцене Дворца культуры металлургов.

    В 1946 году за первую на Урале постановку чеховского «Дяди Вани» театру было присвоено имя Антона Павловича Чехова. И с тех пор театр не только с гордостью носит имя великого драматурга, но бережно и с любовью осваивает его драматургическое наследие.

 «…Серовский театр драмы им. А.П. Чехова горячо любят не только серовские металлурги, но и  карпинские и волчанские угольщики, североуральские бокситчики, ивдельские оленеводы. Большевики Северного Урала считают театр мощным средством политического воспитания масс и мобилизации их с помощью искусства на выполнение величественных задач по социалистическому переустройству некогда глухого края».

        Газета «Советское искусство», 1950, 12 декабря.

 

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ



ОСНОВАТЕЛЬ ТЕАТРА

 


 

Леонид Григорьевич Арматов (Малышевский)

     Основатель серовского театра драмы, его первый директор  и режиссер,  родился 5 мая 1878 года в городе Майкоп Кубанской области в  интеллигентной семье учительницы и  бухгалтера. В 1902 году поступил в Московский государственный университет на юридический факультет. В этом же году за участие в студенческой забастовке провел две недели в Бутырской тюрьме.  С третьего курса университета его призвали в армию. Закончил в Твери кавалерийское училище, служил в царской армии, принимал участие в боевых действиях на Японском фронте. В бою под Ляоном был ранен и контужен.

    До революции 1917 года работал актером на сценах театров Москвы, Вольска, Аткарска, Астрахани, Майкопа, Краснодара. С 1917 года – главный режиссер театра Красной армии в Туле. Затем  - художественный руководитель театров Астрахани, Балашова, Дзержинска, Березников, Красноуральска, Челябинска.

   В 1942 году ему поручили создать новый театр в Полевском Свердловской области. С большим энтузиазмом Леонид Григорьевич принялся за дело. В короткий срок, несмотря на суровые условия, театр был создан. С 1945 года театр становится Серовским. За первые годы работы на новом месте  театр, руководимый Арматовым, творчески вырос, смог осуществить постановки таких сложных пьес, как «Проделки Скапена» Мольера, «Васса Железнова»  Горького,  «Без вины виноватые» и «На бойком месте»  Островского, «Русские люди»  Симонова, «Горе от ума»  Грибоедова, «Дядя Ваня» Чехова.

     Леонид Григорьевич проработал на ниве российского театрального искусства полвека, тридцать из них - на Урале, десять – в Серове, откуда и ушел на пенсию.

     Был награжден медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.

СВЕТ ЗВЕЗДЫ НЕ ГАСНЕТ





Eлизавета Михайловна Степанова заслуженная артистка России

     Родилась 1 ноября 1923 года в г. Омске, где закончила восьмилетку и поступила в театральное училище в 1939 году. Не закончив учебу, в июле 1941 года добровольно вступила в ряды Красной Армии, училась на курсах медицинских сестер, работала в госпитале.

     В феврале 1942 года ушла на фронт и воевала до 1944 года. Была старшиной медицинской службы, санинструктором 232 танковой бригады. После демобилизации из армии с октября 1944 года по август 1955 – актриса Омского областного театра юного зрителя. Была приглашена в Березниковский государственный драмтеатр, где проработала до сентября 1963 года.

     С сентября 1963 года творческая жизнь Елизаветы Степановой неразрывно связана с нашим городом, с театром драмы имени А.П. Чехова, куда ее пригласил главный режиссер театра П.П. Хромовских. Елизавета Михайловна долгие годы была ведущей актрисой Серовского драмтеатра, которой были под силу любые роли. Любимица зрителей неоднократно  удостаивалась призов зрительских симпатий, была победителем различных творческих конкурсов. В 1986 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РФ». Е.М. Степанова награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд» и другими.

     Ее актерский труд оценен нагрудным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», значком Министерства культуры «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР».

     В 1992 году за значительный вклад в театральную и культурную жизнь города, большую работу по пропаганде театрального искусства Е.М. Степанова удостоена звания «Почетный гражданин города Серова».

     У Елизаветы Михайловны счастливая актерская судьба.  Зрители прошлых поколений помнят ее Глафиру в «Егоре Булычеве», Аркадину, Войницкую, Раневскую в спектаклях по пьесам Чехова. А как  хороша она была в трех Аннах! Имя одно, а пьесы разные: «Смертный враг» Шолохова, «Виринея» Сейфулиной и «Сказание об Анне» Тоболкина. Зрители помоложе восхищались ею в спектаклях «Странная миссис Сэвидж», «Лизутка», «Шутки в глухомани», «Ошибка доктора Осокина». Острохарактерные, комедийные, трагические - сыграно более ста ролей! Елизавета Михайловна была олицетворением традиций, нравственных и художественных принципов, общечеловеческих ценностей. Наличие такой актрисы в труппе сообщало объемность театральной жизни, давало возможность молодежи ежедневно наблюдать пример подлинного служения театру.

Степанова – это звезда серовского театра, которая и после ухода актрисы в марте 2010 года в мир иной всегда будет светить для всех, кто имел счастье видеть и знать талантливую актрису, красивую женщину, светлого человека.

 В память об Актрисе чеховцы, открывая 16 ноября 2013 года  Малую  сцену,  назвали ее  «Елизаветинский зал». 

ГЛАВНЫЕ РЕЖИССЕРЫ



Павел Порфирьевич Хромовских:
  годы работы в серовском театре: с 1949  по  1990 годы. 

     Это была необыкновенно яркая, самобытная и талантливая Личность. Неоценим  его вклад в развитие культуры города. Хромовских был человеком неординарным: и внешне, и внутренне. Высокий, могучий, с голосом – редким по силе и неповторимости тембра, с ярким темпераментом.  Репертуар был под стать его творческой и человеческой натуре, которую отличали  широта и размах. Он не потрафлял  обывательскому вкусу. Его цель была – поднять, воспитать этот вкус на лучших образцах классики, приучал зрителей к театру духовному и умному. Он верил в высокое предназначение искусства и неутомимо пропагандировал его не только своими спектаклями. Его хорошо знали в цехах заводов, в кабинетах начальников, в районе. Ради искусства он любил и умел рисковать, экспериментировать.  Мало кто из провинциальных режиссеров мог осмелиться   пригласить в задуманный им спектакль «Грушенька» по Лескову знаменитую уже тогда певицу и актрису Лялю Черную. Но он не только осмелился, но и сумел ее уговорить сыграть! Его творческая судьба очень насыщенна и интересна. Он был необыкновенно азартен и работоспособен. Когда он отдыхал на Черном море, то вместо лежания на пляже читал лекции о театре, о поэзии морякам и рыбакам. Да и  те серовчане, кто имел счастье видеть и слышать мэтра,  наверняка помнят его прекрасные литературные вечера - лекции о творчестве его любимых поэтов:  Маяковского, Есенина, Высоцкого. Совершенно справедливо, что кинематографисты не прошли мимо его колоритной внешности и яркого актерского темперамента. Он успешно сыграл главные роли в двух фильмах Свердловской киностудии. Павел Порфирьевич был любимцем города. Вместо официальных регалий ему было уготовано высшее счастье – народное признание. В театре его все  звали папа Хром. Это было  звание, данное ему актерской братией как старшему, сильному, мудрому.Он любил  театр и служил ему преданно. И часто раздражался, когда его донимали вопросом – почему он остался в Серове. Он не мерил уровень творчества географическими категориями. Мол, в столице – выше, в провинции – ниже. Для него неважно было – где, важно – КАК!  Последние его слова были «Мы еще с вами поработаем»…



Александр Николаевич Македонский: 
работа в серовском  театре: с 1975  по  1979 годы.

     Родился 30 мая 1933 года в Оренбурге. Отца, главного бухгалтера совпартшколы Оренбурга в 1937 году арестовали  (реабилитирован в 1957 году посмертно).  Единственный мужчина в семье (мама и сестры),  Александру пришлось пойти рано работать. Первое его место работы – Чкаловский инструментальный завод, токарь. Параллельно закончил школу, затем культпросвет училище. Работал в железнодорожном клубе им. Ленина рабочим сцены, шофером. Свой первый актерский опыт получил на сцене Бугурусланского драмтеатра в 1955 году.  А в качестве режиссера проявил себя на сцене Бузулукского народного драматического театра в 1963 году. В 1969 году после окончания  Московского государственного института культуры преподавал в Оренбургском КПУ.  С 1971 года – режиссер-постановщик Бугурусланского драмтеатра им. Н.В. Гоголя. В 1976 году после прохождения стажировки в московском театре им. В. Маяковского у народного артиста А.А. Гончарова был назначен главным режиссером в Серовский театр  драмы им. А.П. Чехова. Как постановщика его отличали масштабность, точность построения спектакля, тщательность проработки характеров. Наиболее удачными работами у него считались «Сказание об Анне» З. Тоболкина, «Пелагея и Алька» Ф. Абрамова, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Собака на сене» Лопе де Вега.



Владимир Сергеевич Незлученко:
 годы работы в серовском театре: с 1979 по  1983 годы.

     В Серов он приехал уже сложившимся мастером, хорошо известным в театральных кругах страны. Из личных воспоминаний в годы его работы  главным режиссером Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола:

«…В театр я пришел неожиданно. Всегда считал для себя это искусство недосягаемым. Думал, что самодеятельность, в которой я участвовал на заводе, а потом в армии, - увлечение, не больше… Но чем дальше, тем навязчивее была эта мысль, ставшая уже мечтой. Служил в авиации, работал мастером литейного цеха, но  параллельно всегда была сцена. Как-то, это было в Кишиневе, главный режиссер театра Евгений Владимирович Венгре смотрел наш спектакль «Роковое наследство» Л. Шейнина. Я в нем играл роль мистера Бидле. После спектакля он отозвал меня и предложил серьезно заняться драматическим  искусством и попробовать свои силы во вспомогательном составе театра. Через полгода был переведен в основной. Первые произведения, которые принесли мне успех как актеру, были розовские пьесы – «В добрый час», «Старые друзья». Недавно специально подсчитывал, сколько ролей сыграно мной в театрах Омска, Рязани, Алма-Аты. Оказалось – около 50. До сих пор в Алма-Ате говорят обо мне, как о неплохом актере, и многие удивляются, почему я пошел в режиссеру. Это очень трудно объяснить. Скорее всего, это призвание, которое начинается со стремления к более широкому проявлению своих возможностей, со стремления взвалить на свои плечи  бремя ответственности за творческий организм, за художественную ценность театра… Режиссура – очень трудная специальность, требующая проявления каких-то других сторон души, ума, требующая полной меры ответственности за людей, с которыми ты работаешь, за произведения, которые создаешь.  Режиссура требует мужества. Честно признаться, с тех пор, как я стал главным, мне стало труднее жить как человеку… Пока работаешь, счастливым представляется результат. Но вот работа закончена, и ты видишь, что сделал не все, что хотелось бы. А это, поверьте, очень нелегкое испытание, и переносить его приходится почти каждый раз. Вообще постоянная неудовлетворенность собой, критическое отношение к каждой совей работе – это удел любого режиссера…» В Серовском театре Владимир Сергеевич поставил много интересных спектаклей, но самая первая его работа – чеховский «Вишневый сад» стал сенсацией. Вот что вспоминал об этом спектакле его зритель, журналист Валерий Карьков в газете «Серовский рабочий» от 16 марта 2007 года: «…Поверьте, я видел эту пьесу в различных постановках, в крупнейших театрах страны. Мне есть с чем сравнивать.  «Наш» был не хуже, а подчас и лучше тех спектаклей известных режиссеров (и по концепции, и по динамике, и по глубине)… Сегодня поражаешься, как Незлученко смог угадать наступающее время, сделав спектакль в сущности о сегодняшнем дне… Все они проболтали, прозевали Сад, достающийся Лопахиным – ну совершенно «новым русским», которые и купили, а затем вырубили, уничтожили этот Сад…». Затем им был поставлен не менее талантливые спектакли «Ревизор», «Оптимистическая трагедия», не обходил  стороной и современную драматургию: «Зинуля», «Степанов мост» и другие. В 1980 году режиссер был удостоен Диплома Министерства культуры РСФСР и Всероссийского театрального общества.



Василий Павлович Шур:
годы работы в серовском театре:  с 1987 по  1990 годы.

     За плечами выпускника школы-студии им.  В. Немировича-Данченко при МХАТ им. М. Горького Василия Шур работа в театрах Свердловска, Минска,  Алма-Ата, Ижевска, Ульяновска, Магнитогорска. Множество интересных и разнообразных ролей,  которые были отмечены критиками и зрителями (за роль Бетховена Шур был удостоен звания Лауреатра премии Ижевского металлургического завода). В августе 1987 года заслуженный артист РСФСР Э.А. Соловян (тогдашний директор серовского театра) предложил ему попробовать свои силы на посту главного режиссера театра. За эти годы Василий Павлович  как режиссер выпустил такие спектакли: «Играем в фанты» (Н. Коляда), «Восемь любящих женщин» (Р. Тома), «Заложники вечности» (О. Перекалин), «Звезда немого кино» (И. Ольшанский), «И был день» (А. Дударев), «Заключенный второй авеню» (Н. Саймон), «Генералы в юбках» (Ж. Ануй), «Ай, да заяц» (М. Панфилова), «Поющий поросенок» (С. Козлов), «Джельсамино и пираты» (Дж. Родари, В. Шаинский). Осенью 1989 года спектакли Серовского театра отсматривали известные московские критики (в том числе А. Соколянский и Н. Балашова), а также ведущие мастера сцены  ведущих театров Екатеринбурга. Вердикт был вынесен единодушный: «Это настоящий профессиональный театр». А 29 декабря 1989 года исполнительный комитет Серовского городского совета народных депутатов наградил В.П. Шур Почетной грамотой – «За создание ярких, высокохудожественных спектаклей за период 1987 по 1989 годы и активную пропаганду лучших произведений советской и зарубежной драматургии».



Виктор Дмитриевич Узун:
годы работы   в серовском  театре:  с 1989 по  2000 годы.

     В первый же свой сезон на Серовской сцене Узун поставил три спектакля: «Ужасные родители» Ж.Кокто, «Чайка» А.П. Чехова и «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, которые при абсолютной их непохожести с восторгом принял зритель. В своих режиссерских поисках Виктор  Узун всегда ориентировался на высокую классическую драматургию: «Гамлет» В. Шекспира, «Пигмалион» Б. Шоу, «Британик» Ж.Расина (первая постановка пьесы в России), «Медея» Ж.Ануя, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого и другие.  Виктор Дмитриевич не только ставил спектакли, но и играл в них.  В 1995 году за роли Виктора в спектакле «Канотье» Николая Коляды и Дяди Вани в спектакле «Дядя Ваня»  Антона Павловича Чехова (им же поставленные) жюри областного театрального фестиваля «Браво!» присудило ему Диплом «Лучшая  мужская роль года». Как постановщик Узун  тяготел к нетрадиционному, неожиданному прочтению классики,  умея ярко и небанально, доступным языком преподнести ее зрителю в переломное время  конца 20-го века.  Он сумел  вернуть интерес зрителей к театру не только яркими, эмоциональными  спектаклями, но и личной харизмой, бешеной энергетикой и неуемной любовью  к театру. За поставленный им спектакль «Власть тьмы» в 1998 году В.Д. Узун был награжден премией Губернатора Свердловской области.

ХРОНИКА НАГРАД ЧЕХОВЦЕВ

1970 год: спектакль «Порт-Артур» А. Степанова в постановке  Павла Хромовских был награжден дипломом имени К.С. Станиславского.

1980 год: спектакль «Вишневый сад» в постановке главного режиссера театра Владимира Незлученко   был награжден дипломом Министерства культуры РСФСР на Всероссийском смотре чеховской драматургии.

1982 год:  спектакль «Замок с секретом» по пьесе Э. Вериго и М. Тулина (первая постановка в стране) театр был награжден дипломом Всесоюзного фестиваля «Образ современного рабочего в драматургии и театре».

1992 год: театр был награжден Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР – «За большой творческий вклад в дело эстетического воспитания трудящихся Северного Урала и  в связи с 50-летием театра»

1995 год:  за роли Виктора в спектакле «Канотье» Николая Коляды и дяди Вани в спектакле «Дядя Ваня» Антона Чехова, поставленные и сыгранные  режиссером Виктором Узуном, жюри областного театрального фестиваля «Браво!» присудило ему диплом «Лучшая  мужская роль года».

1998 год: спектакль «Власть тьмы» режиссера Виктора Узуна был удостоен Премии Губернатора Свердловской области – «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».  

2001 год:  первый режиссерский опыт Юлии Батуриной – спектакль «Жизнь после смерти» по пьесе С. Цанева, был отмечен  премией «Радость дебюта» на международном театральном фестивале «Театр без границ», г. Магнитогорск.

2003 год:  спектакль «Эти свободные бабочки» по пьесе Л. Герша режиссера Юлии Батуриной завоевал премию  областного театрального фестиваля «Браво!»  - «Лучшая  мужская роль года» Петру Незлученко за роль Дональда Бейкера.

2006 год: спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова режиссера Юлии Батуриной – специальный приз ассоциаций театров Урала «За постижение интонации времени».

2007 год: спектакль «Блин – 2» по пьесе А. Слаповского режиссера Юлии Батуриной – Диплом открытого фестиваля муниципальных театров Уральского региона «Новый взгляд» (г.Верхний Уфалей) – «За лучшую режиссуру».

2007 год: театр был награжден Почетным дипломом Губернатора Свердловской области «За большой вклад в развитие театрального искусства города Серова и Свердловской области».

2008 год:  спектакль «Смотрите в дырочку, мамаша» по пьесе Н.Эрдмана «Мандат» режиссера Юлии Батуриной - специальный приз жюри областного театрального фестиваля «Браво!» - поездка режиссера на международный фестиваль в Словакию.

2009 год:  спектакль «Брат Чичиков»  в лице его создателей: режиссера – постановщика Юлии Батуриной, артиста Петра Незлученко и художника Алексея Унесихина получил Премию Губернатора Свердловской области  «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства». А также приз «За режиссуру» на областном театральном фестивале-конкурсе  «Браво!» и

Дипломы: «Лучший дуэт режиссера и художника спектакля большой формы»  - Юлия Батурина и Алексей Унесихин;  «Лучшая мужская роль второго плана» - Александр Гаинцев за роль Ноздрева - на V межрегиональном фестивале «Ирбитские подмостки - 2009»: «Традиции и современность».

2010 год: спектакль «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина, режиссер Юлия Батурина – лауреат VI областного конкурса «Камертон» Законодательного Собрания Свердловской области в номинации «Спектакли среди профессиональных коллективов» – «за талантливое воплощение  подвига народа в тылу в спектакле «Эшелон».

2011 год: спектакль «Последний срок» по пьесе Валентина Распутина в постановке Юлии Батуриной на VI  региональном фестивале «Ирбитские подмостки: традиции и современность – 2011»получил награды: «Лучшая женская роль» - заслуженная артистка РФ Светлана Королева, за роль Старухи Анны  и спец-приз жюри:  «Лучшая женская роль второго плана» -заслуженная артистка РФ Татьяна Хорук, за роль Миронихи.

2013 год:  спектакль «Дело чести» в постановке Петра Незлученко на 33-ом областном конкурсе лучших театральных работ года «Браво!» получил два специальных приза: «За успешное воплощение современной молодежной темы»  и Приз зрительских симпатий «Роза ветров».

2013 год: спектакль «Банкрот» по пьесе Александра Островского в постановке Петра Незлученко по итогам X международного фестиваля камерных спектаклей «Славянский венец» (Москва)  был отмечен в двух номинациях:  «Лучшая  мужская роль второго плана»  - Геннадий Масленников и  «Лучшее  визуальное решение  спектакля»  - Алексей Унесихин.

2013 год:  актриса Елена Курбатова завоевала главную победу на пятом  региональном конкурсе молодых артистов «апАРТе», что проходит  в Нижнем Тагиле на сцене драматического театра им. Мамина-Сибиряка. 

2014  год: спектакль «Ромео и Джульетта» по пьесе Уильяма Шекспира  в постановке Юлии Батуриной  на областном театральном конкурсе лучших театральных работ года (2013) «Браво!»  получил три награды:

- Лучший спектакль малой формы;

- Лучшая женская роль: Александра Незлученко за роль Джульетты;

- Лучшая женская роль второго плана: Марианна Незлученко за роль Кормилицы.

 

2015 год: спектакли Анны Батуриной «Фронтовичка» в постановке Петра Незлученко Незлученко и Ирины Васьковской  «Черная Курица» в постановке Радиона Букаева – на IX Международном театральном фестивале современной драматургии «КОЛЯДА – PLAYS» - ДИПЛОМ За яркое воплощение современной драматургии (29 июня 2015 г.);

 

2015 год: спектакль «Золотой Дракон»  режиссера Андреаса Мерца-Райкова -  ХIII ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ (г. Дубна) – ДИПЛОМ лауреата Александра Незлученко за роль молодой женщины (конец мая – начало июня 2015 г.);

 

2015 год: спектакль «Трамвай «Желание» режиссера Андреаса Мерца-Райкова попал в Лонг-лист номинированных на участие во Всероссийском театральном фестивале «Золотая Маска» (сезон 2014-2015 гг.) в трех номинациях: Лучший драматический  спектакль большой формы, Лучший режиссер/Драма и Лучшая мужская роль/Драма (Петр Незлученко за роль Стэнли Ковальски).